Турист Ирина (dualia1)
Ирина
была 22 апреля 2023 21:59
Фотоальбом

Гатчина. Десять лет спустя

Россия: полезная информация

Десять лет прошло с тех пор, как я впервые побывала в Гатчине. Пришло время вернуться и вновь прогуляться по полюбившемуся парку, осмотреть новые отреставрированные залы Гатчинского дворца, обновить фотографии.

Возникновение дворцово-паркового ансамбля в Гатчине относится ко времени правления императрицы Екатерины II. В 1765 году государыня сделала своему фавориту Григорию Григорьевичу Орлову роскошный подарок: Гатчинскую мызу. Живописный рельеф, родниковые озера, соединенные протоками и речками, позволили создать здесь уникальный пейзажный парк, центром которого стал неповторимый по своей архитектуре дворец. Проект здания исполнил итальянский архитектор Антонио Ринальди.
Возникновение дворцово-паркового ансамбля в Гатчине относится ко времени правления императрицы Екатерины II. В 1765 году государыня сделала своему фавориту Григорию Григорьевичу Орлову роскошный подарок: Гатчинскую мызу. Живописный рельеф, родниковые озера, соединенные протоками и речками, позволили создать здесь уникальный пейзажный парк, центром которого стал неповторимый по своей архитектуре дворец. Проект здания исполнил итальянский архитектор Антонио Ринальди.
Однако блестящему вельможе Григорию Орлову не удалось пожить в новой усадьбе, он умер в начале 1783 года. Императрица Екатерина II выкупила Гатчинскую мызу у наследников графа и 6 августа того же года пожаловала ее своему сыну великому князю Павлу Петровичу. Вскоре Гатчина стала его любимым местом пребывания. 
Памятник Павлу I на плацу был установлен в 1851 году.
Однако блестящему вельможе Григорию Орлову не удалось пожить в новой усадьбе, он умер в начале 1783 года. Императрица Екатерина II выкупила Гатчинскую мызу у наследников графа и 6 августа того же года пожаловала ее своему сыну великому князю Павлу Петровичу. Вскоре Гатчина стала его любимым местом пребывания. Памятник Павлу I на плацу был установлен в 1851 году.
Над трехэтажным Центральным корпусом возвышаются две пятигранные башни — Часовая и Сигнальная. Их высота составляет около тридцати четырех метров. На одной находятся часы-куранты, появившиеся здесь еще при первом владельце дворца — графе Григории Орлове. 

Другая башня длительное время использовалась в качестве смотровой площадки, куда дамы и кавалеры поднимались «обозревать окрестности». В царствование императора Николая I ее стали называть Сигнальной, так как на ней был устроен оптический телеграф.
Над трехэтажным Центральным корпусом возвышаются две пятигранные башни — Часовая и Сигнальная. Их высота составляет около тридцати четырех метров. На одной находятся часы-куранты, появившиеся здесь еще при первом владельце дворца — графе Григории Орлове. Другая башня длительное время использовалась в качестве смотровой площадки, куда дамы и кавалеры поднимались «обозревать окрестности». В царствование императора Николая I ее стали называть Сигнальной, так как на ней был устроен оптический телеграф.
На Сигнальную башню можно подняться и в наши дни, преодолев сто девяносто одну ступень винтовой гранитной лестницы.
На Сигнальную башню можно подняться и в наши дни, преодолев сто девяносто одну ступень винтовой гранитной лестницы.
С верхней смотровой площадки открывается великолепный вид на парки, город Гатчину и его окрестности.
С верхней смотровой площадки открывается великолепный вид на парки, город Гатчину и его окрестности.
Спустимся в парк и прогуляемся по одну из самых красивых и загадочных пригородных парков Санкт-Петербурга.
Спустимся в парк и прогуляемся по одну из самых красивых и загадочных пригородных парков Санкт-Петербурга.
Верхний и Нижний Голландские сады, имеющие регулярную планировку, были созданы в 1794-1795 годах. Регулярные сады предназначались для показа гостям, неторопливых прогулок и проведения празднеств; четкая планировка, симметричность и ухоженность делали их как бы продолжением дворцовых покоев на свежем воздухе.
Верхний и Нижний Голландские сады, имеющие регулярную планировку, были созданы в 1794-1795 годах. Регулярные сады предназначались для показа гостям, неторопливых прогулок и проведения празднеств; четкая планировка, симметричность и ухоженность делали их как бы продолжением дворцовых покоев на свежем воздухе.
Голландскими сады названы потому, что в этой части парка высаживали цветники, а Голландия современниками ХVIII века воспринималась законодательницей мод в искусстве выращивания цветов. Особенно празднично на этом красочном фоне выглядела мраморная скульптура.
Голландскими сады названы потому, что в этой части парка высаживали цветники, а Голландия современниками ХVIII века воспринималась законодательницей мод в искусстве выращивания цветов. Особенно празднично на этом красочном фоне выглядела мраморная скульптура.
Карпин пруд.
Карпин пруд.
Карпин мост. Переброшен между Карпиным прудом и Белым озером. Свое название он получил от искусственного пруда, в котором разводили серебристых карпов для царского стола. Под мостом устроена небольшая плотина, которая регулирует уровень воды в пруду.
Карпин мост. Переброшен между Карпиным прудом и Белым озером. Свое название он получил от искусственного пруда, в котором разводили серебристых карпов для царского стола. Под мостом устроена небольшая плотина, которая регулирует уровень воды в пруду.
Белое озеро.
Белое озеро.
Адмиралтейство. 
Сооружение, предназначалось для хранения парусных судов, лодок и яликов. Позднее перед зданием выкопали пруд. 
В настоящее время начаты реставрационные работы по воссозданию исторического облика этого паркового объекта.
Адмиралтейство. Сооружение, предназначалось для хранения парусных судов, лодок и яликов. Позднее перед зданием выкопали пруд. В настоящее время начаты реставрационные работы по воссозданию исторического облика этого паркового объекта.
Чесменский обелиск. Был установлен при первом владельце Г. Г. Орлове. Обелиск является памятниками роду Орловых, который своим возвышением был обязан Екатерине II. Его изображение присутствует в фамильном гербе Орловых. 
Победа над турецким флотом во время битвы при Чесме в 1770 году еще более прославила Орловых, поскольку русской эскадрой в этой баталии командовал брат владельца Гатчины — Алексей Орлов. Обелиск установили в его честь.
Чесменский обелиск. Был установлен при первом владельце Г. Г. Орлове. Обелиск является памятниками роду Орловых, который своим возвышением был обязан Екатерине II. Его изображение присутствует в фамильном гербе Орловых. Победа над турецким флотом во время битвы при Чесме в 1770 году еще более прославила Орловых, поскольку русской эскадрой в этой баталии командовал брат владельца Гатчины — Алексей Орлов. Обелиск установили в его честь.
Павильон Орла. Одно из старейших парковых сооружений. Павильон представляет собой круглый храм — ротонду высотой 9,5 м.
Павильон Орла. Одно из старейших парковых сооружений. Павильон представляет собой круглый храм — ротонду высотой 9,5 м.
Одним из самых романтических объектов Дворцового парка является Горбатый мост, перекинутый через протоку Длинного острова, соединяющую Серебряное и Белое озера.
Одним из самых романтических объектов Дворцового парка является Горбатый мост, перекинутый через протоку Длинного острова, соединяющую Серебряное и Белое озера.
Горбатый мост состоит из трёх основных частей — двух мощных береговых устоев и крутого арочного пролёта. Каждая из этих частей решена как видовая терраса. Подъём на мост меняет точки обзора, оживляя впечатление. В этом состоит главное достоинство Горбатого мостика.
Горбатый мост состоит из трёх основных частей — двух мощных береговых устоев и крутого арочного пролёта. Каждая из этих частей решена как видовая терраса. Подъём на мост меняет точки обзора, оживляя впечатление. В этом состоит главное достоинство Горбатого мостика.
Водный лабиринт.
Старинная парковая затея, представляющая собой архипелаг искусственно созданных островков и протоков, через которые перекинуты изящные железные мостики.
Водный лабиринт. Старинная парковая затея, представляющая собой архипелаг искусственно созданных островков и протоков, через которые перекинуты изящные железные мостики.
Живописные заводи
Живописные заводи
Большая терраса-пристань.
Большая терраса на Длинном острове в ХVIII-ХIХ веках являлась пристанью, куда причаливали суда «гатчинской флотилии». С этого берега Белого озера терраса-пристань воспринимается подножием Гатчинского дворца.
Большая терраса-пристань. Большая терраса на Длинном острове в ХVIII-ХIХ веках являлась пристанью, куда причаливали суда «гатчинской флотилии». С этого берега Белого озера терраса-пристань воспринимается подножием Гатчинского дворца.
Белое озеро. Вдали - павильон Венеры.
Белое озеро. Вдали - павильон Венеры.
Павильон Венеры на Острове любви.
Павильон, посвященный древнеримской богине любви Венере, находится на острове Любви, который в плане имеет форму треугольника и отсечен от суши искусственными каналами. Омываемое с трех сторон водой Белого озера, это небольшое здание было спроектировано архитектором Винченцо Бренной.
Павильон Венеры на Острове любви. Павильон, посвященный древнеримской богине любви Венере, находится на острове Любви, который в плане имеет форму треугольника и отсечен от суши искусственными каналами. Омываемое с трех сторон водой Белого озера, это небольшое здание было спроектировано архитектором Винченцо Бренной.
Полюбоваться живописными пейзажами можно и с воды, взяв напрокат лодку.
Полюбоваться живописными пейзажами можно и с воды, взяв напрокат лодку.
Портал «Маска». Каменный портал, получивший имя «Маска», который призван был маскировать невзрачный внешний вид павильона "Березовый домик".
Портал «Маска». Каменный портал, получивший имя «Маска», который призван был маскировать невзрачный внешний вид павильона "Березовый домик".
Березовый дом.
Березовый домик, возведенный по проекту швейцарского художника, архитектора малого двора Франсуа Виоллье, появился в середине 1780-х годов и снаружи представлял собой скромную поленницу березовых дров, подготовленных для долгой зимы. Это была своеобразная шутка, пасторальный каприз ХVIII века, за простыми фасадами которого скрывались роскошь и великолепие.
Березовый дом. Березовый домик, возведенный по проекту швейцарского художника, архитектора малого двора Франсуа Виоллье, появился в середине 1780-х годов и снаружи представлял собой скромную поленницу березовых дров, подготовленных для долгой зимы. Это была своеобразная шутка, пасторальный каприз ХVIII века, за простыми фасадами которого скрывались роскошь и великолепие.
Живописные берега Белого озера.
Живописные берега Белого озера.
Павильон «Птичник». «Птичный дом» или, как его сегодня называют, Птичник предназначался для  содержания фазанов, индеек, павлинов, гусей, даже канареек... 
В настоящее время уникальное сооружение находится в руинированном состоянии.
Павильон «Птичник». «Птичный дом» или, как его сегодня называют, Птичник предназначался для содержания фазанов, индеек, павлинов, гусей, даже канареек... В настоящее время уникальное сооружение находится в руинированном состоянии.
Колонна Орла — одно из старейших парковых сооружений, установленных при первом владельце Гатчины Григории Орлове. Колонна поставлена на четырёхгранный пьедестал, венчает её геральдический мраморный орёл.
Колонна Орла — одно из старейших парковых сооружений, установленных при первом владельце Гатчины Григории Орлове. Колонна поставлена на четырёхгранный пьедестал, венчает её геральдический мраморный орёл.
Лесная оранжерея.  Здание предназначалось для выращивания фруктов и ягод, подававшихся к императорскому столу. Такие постройки были очень популярны в придворцовых садах. В годы Великой Отечественной войны Лесная оранжерея сильно пострадала и до сих пор не восстановлена.
Лесная оранжерея. Здание предназначалось для выращивания фруктов и ягод, подававшихся к императорскому столу. Такие постройки были очень популярны в придворцовых садах. В годы Великой Отечественной войны Лесная оранжерея сильно пострадала и до сих пор не восстановлена.
В этой части парка почти все объекты находятся в руинированном состоянии: Ферма, Глухие и Каскадские ворота, Амфитеатр. Но природа здесь дивная и неспешно гулять по извилистым тропинкам, среди леса и лужаек - одно удовольствие.
В этой части парка почти все объекты находятся в руинированном состоянии: Ферма, Глухие и Каскадские ворота, Амфитеатр. Но природа здесь дивная и неспешно гулять по извилистым тропинкам, среди леса и лужаек - одно удовольствие.
Вдоль ограды Собственного сада возвращаемся к дворцу.
Вдоль ограды Собственного сада возвращаемся к дворцу.
В последнее десятилетие во дворце развернулись масштабные реставрационные и экпозиционно-выставочные работы. Мне было очень интересно увидеть новые залы, но и ранее увиденные вновь не оставили меня равнодушной, вызывая восхищение.
В последнее десятилетие во дворце развернулись масштабные реставрационные и экпозиционно-выставочные работы. Мне было очень интересно увидеть новые залы, но и ранее увиденные вновь не оставили меня равнодушной, вызывая восхищение.
Вестибюль, стены которого облицованы пудостским камнем.
Вестибюль, стены которого облицованы пудостским камнем.
Парадная лестница – ведёт из Вестибюля в парадные залы и на третий этаж Центрального корпуса дворца.
Парадная лестница – ведёт из Вестибюля в парадные залы и на третий этаж Центрального корпуса дворца.
Открывает парадных интерьеры - аванзал. Он был «передней», приемной для гостей, ожидавших Высочайшего выхода, чтобы отправиться в церковь либо к «обеденному и вечернему столу». Здесь происходил развод военного караула.
Открывает парадных интерьеры - аванзал. Он был «передней», приемной для гостей, ожидавших Высочайшего выхода, чтобы отправиться в церковь либо к «обеденному и вечернему столу». Здесь происходил развод военного караула.
Стены зала декорированы гипсовыми тягами и орнаментальными композициями. На стенах размещены монументальные картины. Камин изготовлен с использованием натуральных камней — мрамора и лазурита. Дополняют убранство зала предметы декоративно-прикладного искусства ХVIII века: стулья в стиле Чиппендейл, ломберные столики и ящик для дров, поставленный у камина в царствование Александра II.
Стены зала декорированы гипсовыми тягами и орнаментальными композициями. На стенах размещены монументальные картины. Камин изготовлен с использованием натуральных камней — мрамора и лазурита. Дополняют убранство зала предметы декоративно-прикладного искусства ХVIII века: стулья в стиле Чиппендейл, ломберные столики и ящик для дров, поставленный у камина в царствование Александра II.
Мраморная столовая. 
Главным украшением столовой являются шестнадцать колонн, вытесанных из  каррарского мрамора. В центре находится статуя Эрота, натягивающего тетиву лука.
Мраморная столовая. Главным украшением столовой являются шестнадцать колонн, вытесанных из каррарского мрамора. В центре находится статуя Эрота, натягивающего тетиву лука.
Верхняя тронная Павла I 
Здесь император устраивал аудиенции, принимал иностранных послов и важных гостей, требуя от присутствующих неукоснительного соблюдения придворного этикета.
Верхняя тронная Павла I Здесь император устраивал аудиенции, принимал иностранных послов и важных гостей, требуя от присутствующих неукоснительного соблюдения придворного этикета.
Парадная опочивальня императрицы Марии Федоровны.
Подобные представительские апартаменты, в восемнадцатом столетии располагавшиеся на пути обязательного следования гостей, не только подчеркивали социальный статус хозяев, но и возвеличивали обыденные стороны жизни.
Парадная опочивальня императрицы Марии Федоровны. Подобные представительские апартаменты, в восемнадцатом столетии располагавшиеся на пути обязательного следования гостей, не только подчеркивали социальный статус хозяев, но и возвеличивали обыденные стороны жизни.
За  Парадной опочивальней следуют пять «личных» комнат императрицы Марии Федоровны: они начинаются Овальным будуаром, из которого одна дверь ведет в кабинет, расположенный в башне, другая — в Туалетную комнату.
За Парадной опочивальней следуют пять «личных» комнат императрицы Марии Федоровны: они начинаются Овальным будуаром, из которого одна дверь ведет в кабинет, расположенный в башне, другая — в Туалетную комнату.
Башенный кабинет императрицы Марии Федоровны .
Центральное место в убранстве занимал тканый портрет Павла I, изготовленный на Петербургской шпалерной мануфактуре в 1790-е годы.
Башенный кабинет императрицы Марии Федоровны . Центральное место в убранстве занимал тканый портрет Павла I, изготовленный на Петербургской шпалерной мануфактуре в 1790-е годы.
Туалетная императрицы Марии Федоровны.
На  потолке — горящие факелы и скрещенные ветки полураспустившихся лилий. Разнообразные гирлянды, перевитые лентами венки, тирсы, букеты на карнизах — все это создает впечатление нарядной легкости.
Туалетная императрицы Марии Федоровны. На потолке — горящие факелы и скрещенные ветки полураспустившихся лилий. Разнообразные гирлянды, перевитые лентами венки, тирсы, букеты на карнизах — все это создает впечатление нарядной легкости.
Белый зал. 
Самое большое парадное помещение (250 кв.м.), занимающее центральную часть дворца. Белый зал всегда использовался для пышных торжеств, праздничных приемов и многолюдных балов.
Белый зал. Самое большое парадное помещение (250 кв.м.), занимающее центральную часть дворца. Белый зал всегда использовался для пышных торжеств, праздничных приемов и многолюдных балов.
При Г.Г Орлове в  Белом зале была размещена мраморная скульптура и рельефы, привезенные из Италии.
При Г.Г Орлове в Белом зале была размещена мраморная скульптура и рельефы, привезенные из Италии.
Греческая галерея.
Греческая галерея – появилась при перестройке дворца в 1796-1797 годах. Отделка галереи была выполнена по чертежам архитектора В. Бренны в 1790-е годы. 
Для европейского общества конца ХVIII века было характерно увлечение античностью и потом в Греческой галерее размещены четыре картины кисти известного французского живописца Гюбера Робера и многочисленная скульптура.
Греческая галерея. Греческая галерея – появилась при перестройке дворца в 1796-1797 годах. Отделка галереи была выполнена по чертежам архитектора В. Бренны в 1790-е годы. Для европейского общества конца ХVIII века было характерно увлечение античностью и потом в Греческой галерее размещены четыре картины кисти известного французского живописца Гюбера Робера и многочисленная скульптура.
Чесменская галерея.
До Великой Отечественной войны Чесменская галерея была одним из самых пышных и торжественных парадных залов. 
В настоящее время посетители имеют уникальную возможность увидеть зал почти таким, каким он предстал перед музейными сотрудниками и реставраторами в 1944 году: фрагменты лепнины с остатками позолоты, обнаженная кирпичная кладка и зияющие дыры старых воздуховодов напоминают о страшной войне, нанесшей императорской резиденции значительный ущерб.
Чесменская галерея. До Великой Отечественной войны Чесменская галерея была одним из самых пышных и торжественных парадных залов. В настоящее время посетители имеют уникальную возможность увидеть зал почти таким, каким он предстал перед музейными сотрудниками и реставраторами в 1944 году: фрагменты лепнины с остатками позолоты, обнаженная кирпичная кладка и зияющие дыры старых воздуховодов напоминают о страшной войне, нанесшей императорской резиденции значительный ущерб.
Мраморная лестница
Интерьер создан по проекту архитектора Р. И. Кузьмина в 1840-1850-е годы. Главным элементом убранства является декоративная отделка стен, колонн и пилястр цветным искусственным мрамором. В лепном декоре использованы имперские мотивы – многократно повторенные двуглавые орлы с атрибутами государственной власти.
Мраморная лестница Интерьер создан по проекту архитектора Р. И. Кузьмина в 1840-1850-е годы. Главным элементом убранства является декоративная отделка стен, колонн и пилястр цветным искусственным мрамором. В лепном декоре использованы имперские мотивы – многократно повторенные двуглавые орлы с атрибутами государственной власти.
Сейчас посетители дворца с площадки второго этажа могут попасть на выставку «Семья императора Александра III в Гатчине».
Сейчас посетители дворца с площадки второго этажа могут попасть на выставку «Семья императора Александра III в Гатчине».
Гостиная (кабинет) императрицы Марии Федоровны.
Рабочий кабинет Марии Федоровны служил также гостиной для интимного кружка императорской семьи.  В гостиной сохранилось много мемориальных вещей - стол с вышивкой, письменный стол императрицы, этажерка, угловой шкафчик, небольшие вазы, живописные полотна.
Гостиная (кабинет) императрицы Марии Федоровны. Рабочий кабинет Марии Федоровны служил также гостиной для интимного кружка императорской семьи. В гостиной сохранилось много мемориальных вещей - стол с вышивкой, письменный стол императрицы, этажерка, угловой шкафчик, небольшие вазы, живописные полотна.
Спальня великой княгини Ксении Александровны.
Обстановка спальни была скромной и типичной для своего времени: стол для умывания с мраморной столешницей, бельевые шкафы, зеркала, кушетка и кресла «кутанки». Просторная кровать располагалась за широкой ширмой. На стенах – большое количество семейных фотографий разных лет.
Спальня великой княгини Ксении Александровны. Обстановка спальни была скромной и типичной для своего времени: стол для умывания с мраморной столешницей, бельевые шкафы, зеркала, кушетка и кресла «кутанки». Просторная кровать располагалась за широкой ширмой. На стенах – большое количество семейных фотографий разных лет.
Рабочий кабинет императора Александра III 
Место для кабинета было выбрано самим государем, которому нравились башенные помещения с прекрасными видами на парк.
Комната была плотно заставлена мебелью, оставаясь при этом скромной и уютной: три письменных стола, шкафы и этажерки с книгами, кресла для посетителей, которых государь приглашал садиться во время докладов.
Рабочий кабинет императора Александра III Место для кабинета было выбрано самим государем, которому нравились башенные помещения с прекрасными видами на парк. Комната была плотно заставлена мебелью, оставаясь при этом скромной и уютной: три письменных стола, шкафы и этажерки с книгами, кресла для посетителей, которых государь приглашал садиться во время докладов.
Третий этаж Центрального корпуса представлен десятком залов,среди которых: приемная Александра III в Гатчинском дворце. Здесь можно увидеть обстановку, в которой император принимал министров, послов и других посетителей
Третий этаж Центрального корпуса представлен десятком залов,среди которых: приемная Александра III в Гатчинском дворце. Здесь можно увидеть обстановку, в которой император принимал министров, послов и других посетителей
Бильярдная.
Чтобы отвлечься от государственных дел и провести время с близкими людьми во многих европейских дворцах устраивались игровые комнаты. В Гатчине это бильярдная комната, где также играли и в карты.
Бильярдная. Чтобы отвлечься от государственных дел и провести время с близкими людьми во многих европейских дворцах устраивались игровые комнаты. В Гатчине это бильярдная комната, где также играли и в карты.
Столовая императора Николая I. 
Стол сервирован предметами из Кобальтового сервиза — одного из самых известных сервизов Гатчинского дворца. Кобальтовый сервиз был изготовлен на Венской фарфоровой мануфактуре, и преподнесен будущему императору Павлу I и Марии Федоровне императором Австрии Иосифом II.
Столовая императора Николая I. Стол сервирован предметами из Кобальтового сервиза — одного из самых известных сервизов Гатчинского дворца. Кобальтовый сервиз был изготовлен на Венской фарфоровой мануфактуре, и преподнесен будущему императору Павлу I и Марии Федоровне императором Австрии Иосифом II.
Парадная столовая.
На экспозиции представлены столовая и десертная сервировки из предметов Охотничьего сервиза. Этот сервиз можно назвать визитной карточкой Гатчинского дворца. Знаменитый фарфоровый ансамбль был самым большим парадным сервизом, изготовленным в XVIII веке на знаменитой Мейсенской Королевской фарфоровой мануфактуре для Российского Императорского двора. По легенде он был подарен императрицей Екатериной II первому владельцу Гатчинскому дворца графу Г.Г. Орлову.
Парадная столовая. На экспозиции представлены столовая и десертная сервировки из предметов Охотничьего сервиза. Этот сервиз можно назвать визитной карточкой Гатчинского дворца. Знаменитый фарфоровый ансамбль был самым большим парадным сервизом, изготовленным в XVIII веке на знаменитой Мейсенской Королевской фарфоровой мануфактуре для Российского Императорского двора. По легенде он был подарен императрицей Екатериной II первому владельцу Гатчинскому дворца графу Г.Г. Орлову.
Музыкальный салон (Кленовая гостиная).
Музыка всегда сопровождала членов императорской семьи, поэтому во дворцах непременно устраивались музыкальные гостиные. В салоне представлено пианино фирмы «Лихтенталь», набор буковой мебели с резьбой и позолотой, живописные панно М.П. Клодта.
Музыкальный салон (Кленовая гостиная). Музыка всегда сопровождала членов императорской семьи, поэтому во дворцах непременно устраивались музыкальные гостиные. В салоне представлено пианино фирмы «Лихтенталь», набор буковой мебели с резьбой и позолотой, живописные панно М.П. Клодта.
Домовая церковь.
Интерьер был спроектирован в середине ХIХ века зодчим Р.И. Кузьминым.
Домовая церковь. Интерьер был спроектирован в середине ХIХ века зодчим Р.И. Кузьминым.
Арочные проемы, декорированные лепниной, колонны искусственного мрамора, ажурная кованая решетка — все эти элементы, словно наполняя объем молельного зала светом и воздухом, создают неповторимый образ императорской домовой церкви. 
Церковь является действующей.
Арочные проемы, декорированные лепниной, колонны искусственного мрамора, ажурная кованая решетка — все эти элементы, словно наполняя объем молельного зала светом и воздухом, создают неповторимый образ императорской домовой церкви. Церковь является действующей.
Формат альбома позволяет показать лишь часть интерьеров Гатчинского дворца. Для посетителей открыто более 50 помещений с воссозданными интерьерами и интересными тематическими экспозициями.
Формат альбома позволяет показать лишь часть интерьеров Гатчинского дворца. Для посетителей открыто более 50 помещений с воссозданными интерьерами и интересными тематическими экспозициями.
Осмотр дворца занял у нас два часа, но был бы не полным без посещения Подземного хода. 


Еще при первом владельце Гатчинского дворца Г. Г. Орлове был устроен подземный ход, который вел к Серебряному озеру. За массивными коваными дверями скрывалась уникальная затея ХVIII века для увеселения гостей, сохранившаяся до настоящего времени. 
Коридор подземного хода, длиной в сто тридцать метров, облицован натуральным известняком и освещается четырьмя круглыми окнами, устроенными в сводах. Благодаря хорошей акустике эхо здесь повторяет до четырех слогов, из-за чего выход на берег Серебряного озера был назван гротом «Эхо».
Осмотр дворца занял у нас два часа, но был бы не полным без посещения Подземного хода. Еще при первом владельце Гатчинского дворца Г. Г. Орлове был устроен подземный ход, который вел к Серебряному озеру. За массивными коваными дверями скрывалась уникальная затея ХVIII века для увеселения гостей, сохранившаяся до настоящего времени. Коридор подземного хода, длиной в сто тридцать метров, облицован натуральным известняком и освещается четырьмя круглыми окнами, устроенными в сводах. Благодаря хорошей акустике эхо здесь повторяет до четырех слогов, из-за чего выход на берег Серебряного озера был назван гротом «Эхо».

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому