Турист Ирина (dualia1)
Ирина
была 22 апреля 2023 21:59
Фотоальбом

Музей городского электрического транспорта

Санкт-Петербург: полезная информация

В музее собраны уникальные экспонаты старых трамваев и троллейбусов, которые работали в Санкт-Петербурге в разные годы XX века.

Музей городского электрического транспорта Санкт-Петербурга расположен на территории трамвайного парка на Васильевском острове (бывшего трампарка им. Леонова). Экспонаты музея занимают трамвайное депо, построенное в 1906-1908 годах в архитектурном стиле модерн по проекту архитектора А.А. Ламагина.
Музей городского электрического транспорта Санкт-Петербурга расположен на территории трамвайного парка на Васильевском острове (бывшего трампарка им. Леонова). Экспонаты музея занимают трамвайное депо, построенное в 1906-1908 годах в архитектурном стиле модерн по проекту архитектора А.А. Ламагина.
Всем, кто попадает на территорию музея, выпадает уникальный шанс ощутить себя настоящими путешественниками во времени. Экспозиция построена по хронологическому принципу и демонстрирует развитие городского общественного транспорта в Петербурге с начала и до конца ХХ века.
Всем, кто попадает на территорию музея, выпадает уникальный шанс ощутить себя настоящими путешественниками во времени. Экспозиция построена по хронологическому принципу и демонстрирует развитие городского общественного транспорта в Петербурге с начала и до конца ХХ века.
Все экспонаты открыты для изучения, сохранены мельчайшие детали салонов. Можно зайти внутрь вагонов, побывать в кабине вагоновожатого или водителя, посидеть на месте кондуктора, посмотреть, как приводятся в действие стрелочные механизмы.
Все экспонаты открыты для изучения, сохранены мельчайшие детали салонов. Можно зайти внутрь вагонов, побывать в кабине вагоновожатого или водителя, посидеть на месте кондуктора, посмотреть, как приводятся в действие стрелочные механизмы.
Среди экспонатов музея — фотографии, плакаты, билеты разных лет, кондукторские сумки, служебные удостоверения, кассовые аппараты и компостеры.
В музейном фонде находятся брошюры, документы, фотографии, чертежи трамвайных вагонов, схемы маршрутов троллейбусно-трамвайного движения, альбомы с фотографиями работников предприятия, книги отзывов и почёта и другие материалы, которые используются при подготовке тематических выставок, печатных изданий и справок по транспортным событиям.
Среди экспонатов музея — фотографии, плакаты, билеты разных лет, кондукторские сумки, служебные удостоверения, кассовые аппараты и компостеры. В музейном фонде находятся брошюры, документы, фотографии, чертежи трамвайных вагонов, схемы маршрутов троллейбусно-трамвайного движения, альбомы с фотографиями работников предприятия, книги отзывов и почёта и другие материалы, которые используются при подготовке тематических выставок, печатных изданий и справок по транспортным событиям.
Первый общественный транспорт в Петербурге был учрежден в 1830 году, это был омнибус — запряженная лошадьми вместительная карета на 10–16 человек.
Первый общественный транспорт в Петербурге был учрежден в 1830 году, это был омнибус — запряженная лошадьми вместительная карета на 10–16 человек.
В 1863 году на смену омнибусу пришел новый вид городского пассажирского транспорта — "конка" или трамвай на конной тяге. Тяжелые вагоны конки, зачастую и двухэтажные (с империалом), тянули две, а то и одна лошадь. Конка эксплуатировалась в Санкт-Петербурге и Петрограде с 1863 до 1917 гг.
В 1863 году на смену омнибусу пришел новый вид городского пассажирского транспорта — "конка" или трамвай на конной тяге. Тяжелые вагоны конки, зачастую и двухэтажные (с империалом), тянули две, а то и одна лошадь. Конка эксплуатировалась в Санкт-Петербурге и Петрограде с 1863 до 1917 гг.
Трамвайный вагон Brush. 
Эксплуатировались в Петербурге (позже Ленинграде) с 1907 до начала 30-х гг.
Несмотря на то, что электрический трамвай изобрели в Санкт-Петербурге в 1880 году, в начале XX века здесь всё ещё не было своего трамвайного производства. Первые вагоны для столицы Российской Империи закупались в Англии на заводе «Brush». Они-то и открывали в 1907 году трамвайное движение в городе. Среди пассажиров  эти вагоны быстро получили ласковое прозвище, производное от их названия – "Брешка".
Этот трамвай можно увидеть в кинофильмах: "Как стать звездой", "Собачье сердце"
Трамвайный вагон Brush. Эксплуатировались в Петербурге (позже Ленинграде) с 1907 до начала 30-х гг. Несмотря на то, что электрический трамвай изобрели в Санкт-Петербурге в 1880 году, в начале XX века здесь всё ещё не было своего трамвайного производства. Первые вагоны для столицы Российской Империи закупались в Англии на заводе «Brush». Они-то и открывали в 1907 году трамвайное движение в городе. Среди пассажиров эти вагоны быстро получили ласковое прозвище, производное от их названия – "Брешка". Этот трамвай можно увидеть в кинофильмах: "Как стать звездой", "Собачье сердце"
МС-1 (на фото справа). Эксплуатировались в Ленинграде с 1927 по 1968 гг.
Вагоны серии МС (моторные стальные) выпускались на заводе "Красный путиловец" (ныне – Кировский завод)  с 1927 по 1933 годы. Это были первые ленинградские вагоны со стальным каркасом.
МС-1 (на фото справа). Эксплуатировались в Ленинграде с 1927 по 1968 гг. Вагоны серии МС (моторные стальные) выпускались на заводе "Красный путиловец" (ныне – Кировский завод) с 1927 по 1933 годы. Это были первые ленинградские вагоны со стальным каркасом.
Пассажиров  они возили «всего» до 1968 года (41 год). Когда вагоны ушли с ленинградских улиц, их отремонтировали и отправили в Минск и другие города, где они ... продолжили работать дальше. Часть трамваев все-таки оставили в Ленинграде, в некоторых парках вагоны МС до сих используются в качестве тягачей. 
Всего же в мире сохранилось 27 таких трамваев, из них 10 – на ходу.
Такой трамвай можно увидеть в кинофильмах: "Балтийское небо", "Блокада", " Мастер и Маргарита" (2005)
Пассажиров они возили «всего» до 1968 года (41 год). Когда вагоны ушли с ленинградских улиц, их отремонтировали и отправили в Минск и другие города, где они ... продолжили работать дальше. Часть трамваев все-таки оставили в Ленинграде, в некоторых парках вагоны МС до сих используются в качестве тягачей. Всего же в мире сохранилось 27 таких трамваев, из них 10 – на ходу. Такой трамвай можно увидеть в кинофильмах: "Балтийское небо", "Блокада", " Мастер и Маргарита" (2005)
Трамвайный вагон МС-2 №2135. В годы военной блокады города поезда из вагонов МС  несколько сменили профессию. Им приходилось ещё и перевозить войска на фронт.
Трамвайный вагон МСО-4 №2575 того же типа. 1 декабря 1958 года (впервые в мире!) именно такой трамвай вышел на линию без кондуктора
Трамвайный вагон МС-2 №2135. В годы военной блокады города поезда из вагонов МС несколько сменили профессию. Им приходилось ещё и перевозить войска на фронт. Трамвайный вагон МСО-4 №2575 того же типа. 1 декабря 1958 года (впервые в мире!) именно такой трамвай вышел на линию без кондуктора
Трамвай модели МС-4 построен в 1933г. Это один из первых экспонатов музея. Бывший служебный вагон, подвергшийся минимальным переделкам для переоборудования в музейный в 1992-1993 годах.
Трамвай модели МС-4 построен в 1933г. Это один из первых экспонатов музея. Бывший служебный вагон, подвергшийся минимальным переделкам для переоборудования в музейный в 1992-1993 годах.
трамвай ЛМ-33 №4275. "Американка" - под таким именем запомнился ленинградцам этот трамвай. Между тем, «американка» отнюдь не иностранка. Строились вагоны в городе на Неве с 1933г.,  а вот за основу действительно был взят иностранный, точнее даже заморский прототип. 
"Американки" служили ленинградцам целых 45 лет. Последний трамвай серии ЛМ-ЛП-33 совершил прощальный рейс по городу 18 марта 1979 года. Именно он и сохранился в качестве музейного до наших дней.
трамвай ЛМ-33 №4275. "Американка" - под таким именем запомнился ленинградцам этот трамвай. Между тем, «американка» отнюдь не иностранка. Строились вагоны в городе на Неве с 1933г., а вот за основу действительно был взят иностранный, точнее даже заморский прототип. "Американки" служили ленинградцам целых 45 лет. Последний трамвай серии ЛМ-ЛП-33 совершил прощальный рейс по городу 18 марта 1979 года. Именно он и сохранился в качестве музейного до наших дней.
ЛМ+ЛП-47  Эксплуатировались в Ленинграде с 1947 до середины 70-х гг.
В 1947 году  инженеры ВАРЗа  разработали для Ленинграда первые цельнометаллические трамвайные вагоны — ЛМ-47 и ЛП-47. За немалый вес — около 23 тонн, округлые формы и цвет слоновой кости в раскраске кузова пассажиры прозвали ЛМ-ЛП-47«Слонами».
Этот трамвай можно увидеть в кинофильме: "Старшая сестра"
ЛМ+ЛП-47 Эксплуатировались в Ленинграде с 1947 до середины 70-х гг. В 1947 году инженеры ВАРЗа разработали для Ленинграда первые цельнометаллические трамвайные вагоны — ЛМ-47 и ЛП-47. За немалый вес — около 23 тонн, округлые формы и цвет слоновой кости в раскраске кузова пассажиры прозвали ЛМ-ЛП-47«Слонами». Этот трамвай можно увидеть в кинофильме: "Старшая сестра"
ЛМ-57 
Эксплуатировались в Ленинграде с 1958 по 1986 гг.
С 1958 года на улицах города появились трамвайные вагоны нового поколения - ЛМ-57. От своих предшественников они отличались округлыми формами и повышенной комфортностью: в салоне и кабине появились отопление и штатные мягкие сиденья. Трамвай казался непривычно «элегантным», за что горожане прозвали его ласково «Стилягой».  
Этот трамвай можно увидеть в кинофильме: "Старшая сестра"
ЛМ-57 Эксплуатировались в Ленинграде с 1958 по 1986 гг. С 1958 года на улицах города появились трамвайные вагоны нового поколения - ЛМ-57. От своих предшественников они отличались округлыми формами и повышенной комфортностью: в салоне и кабине появились отопление и штатные мягкие сиденья. Трамвай казался непривычно «элегантным», за что горожане прозвали его ласково «Стилягой». Этот трамвай можно увидеть в кинофильме: "Старшая сестра"
Обогреваемый салон и бесшумный плавный ход «Стиляг» очень радовали пассажиров.
Обогреваемый салон и бесшумный плавный ход «Стиляг» очень радовали пассажиров.
ЛМ-68
Эксплуатировались в Ленинграде с 1968 до середины 80-х гг.
В 1968  году в городе появились  вагоны  с панорамным остеклением — ЛМ-68. За необычные прозрачные скосы крыши они получили прозвище "Аквариумы". длина трехвагонного поезда достигала 45 метров, а  вмещал он более 600 пассажиров. ЛМ-68 хорошо смотрелись на улицах города, однако имели недостаток — в дождливую погоду стеклянная крыша протекала, и вагон оправдывал свое прозвище на все 100%. По рассказам современников, нередко в таком трамвае приходилось ехать под зонтом.
Этот трамвай можно увидеть в кинофильмах: "Сержант милиции", "Кочегар"
ЛМ-68 Эксплуатировались в Ленинграде с 1968 до середины 80-х гг. В 1968 году в городе появились вагоны с панорамным остеклением — ЛМ-68. За необычные прозрачные скосы крыши они получили прозвище "Аквариумы". длина трехвагонного поезда достигала 45 метров, а вмещал он более 600 пассажиров. ЛМ-68 хорошо смотрелись на улицах города, однако имели недостаток — в дождливую погоду стеклянная крыша протекала, и вагон оправдывал свое прозвище на все 100%. По рассказам современников, нередко в таком трамвае приходилось ехать под зонтом. Этот трамвай можно увидеть в кинофильмах: "Сержант милиции", "Кочегар"
Сочленённый трамвай ЛВС-89 №3076. Трёхсекционный 30-метровый исполин ЛВС-89, созданный на заводе ЗРГЭТ (бывший ВАРЗ) в 1989 году. В этот вагон при известных обстоятельствах могло вместиться до 400 пассажиров, мест для сидения же в нём было 50. ЛВС-89 даже был занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый длинный трамвай.
Сочленённый трамвай ЛВС-89 №3076. Трёхсекционный 30-метровый исполин ЛВС-89, созданный на заводе ЗРГЭТ (бывший ВАРЗ) в 1989 году. В этот вагон при известных обстоятельствах могло вместиться до 400 пассажиров, мест для сидения же в нём было 50. ЛВС-89 даже был занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый длинный трамвай.
Трамвай-лаборатория контактной сети на базе вагона ЛМ-57 (1964 г. постройки)
Трамвай-лаборатория контактной сети на базе вагона ЛМ-57 (1964 г. постройки)
Измерительное оборудование вагона-лаборатории
Измерительное оборудование вагона-лаборатории
В музее есть даже трамваи-рестораны: барная стойка и места для сидения.
В музее есть даже трамваи-рестораны: барная стойка и места для сидения.
 трамвай 71-623-02. Выпускается с 2009 года. За 6 лет изготовлено более 200 серийных экземпляров.Такие сейчас работают на улицах Санкт-Петербурга. Уровень пола пассажирского салона переменный: пониженный в зоне установки тележек, низкий — в средней части кузова. Доля низкого пола — более 40 %. Широкие дверные проёмы и накопительные площадки в низкопольной части вагона позволяют увеличить скорость посадки-высадки и создать комфортные условия для пассажиров с детьми и инвалидов.
трамвай 71-623-02. Выпускается с 2009 года. За 6 лет изготовлено более 200 серийных экземпляров.Такие сейчас работают на улицах Санкт-Петербурга. Уровень пола пассажирского салона переменный: пониженный в зоне установки тележек, низкий — в средней части кузова. Доля низкого пола — более 40 %. Широкие дверные проёмы и накопительные площадки в низкопольной части вагона позволяют увеличить скорость посадки-высадки и создать комфортные условия для пассажиров с детьми и инвалидов.
Кроме трамваев, в экспозиции музея представлены и старые троллейбусы.
Троллейбус ЯТБ-1. Эксплуатировались в Ленинграде с 1936 по 1959 гг.
Троллейбусы марки ЯТБ-1 одни из первых открывали троллейбусное  движение в Ленинграде 21 октября 1936 года. 
Этот троллейбус можно увидеть в кинофильмах: "Сердца четырех", "Подкидыш"
Кроме трамваев, в экспозиции музея представлены и старые троллейбусы. Троллейбус ЯТБ-1. Эксплуатировались в Ленинграде с 1936 по 1959 гг. Троллейбусы марки ЯТБ-1 одни из первых открывали троллейбусное движение в Ленинграде 21 октября 1936 года. Этот троллейбус можно увидеть в кинофильмах: "Сердца четырех", "Подкидыш"
 Интересно, что с момента своего появления в городе троллейбусы сразу получили статус транспорта  повышенной комфортности.  Системы отопления, мягкие сиденья, уютные шторы на окнах стали визитной карточкой нового вида транспорта того времени.  Кроме того,  в троллейбусах была предусмотрена строго ограниченная пассажировместимость - не больше 50 человек.
Интересно, что с момента своего появления в городе троллейбусы сразу получили статус транспорта повышенной комфортности. Системы отопления, мягкие сиденья, уютные шторы на окнах стали визитной карточкой нового вида транспорта того времени. Кроме того, в троллейбусах была предусмотрена строго ограниченная пассажировместимость - не больше 50 человек.
МТБ-82
Эксплуатировались в Ленинграде с 1946 по 1974 гг.
«Я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный»… Благодаря творчеству Булата Окуджавы МТБ-82 получил своё знаменитое имя, а «Синий троллейбус» стал символом целой эпохи. МТБ-82 был первой послевоенной моделью советских троллейбусов, выпускавшейся в промышленных масштабах.
МТБ-82 Эксплуатировались в Ленинграде с 1946 по 1974 гг. «Я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный»… Благодаря творчеству Булата Окуджавы МТБ-82 получил своё знаменитое имя, а «Синий троллейбус» стал символом целой эпохи. МТБ-82 был первой послевоенной моделью советских троллейбусов, выпускавшейся в промышленных масштабах.
Дизайн МТБ-82 был позаимствован у американских автобусов «General Motors» 40-х годов. Любопытно, что по правилам проехать в «Синем троллейбусе» одновременно могли не более 65 человек: количество пассажиров было строго регламентировано. Предполагалось, что за соблюдением заведённого  порядка будет следить кондуктор и даже зажигать у задней двери специальную лампочку, сигнализирующую о том, что мест нет.
Дизайн МТБ-82 был позаимствован у американских автобусов «General Motors» 40-х годов. Любопытно, что по правилам проехать в «Синем троллейбусе» одновременно могли не более 65 человек: количество пассажиров было строго регламентировано. Предполагалось, что за соблюдением заведённого порядка будет следить кондуктор и даже зажигать у задней двери специальную лампочку, сигнализирующую о том, что мест нет.
Музейный троллейбус МТБ-82 работал на городских маршрутах до 1967 года. Затем машину списали, и несколько десятилетий МТБ-82 использовался в качестве дачного сарая в поселке Удальцово на берегу Ладожского озера. В 2004 году машину обнаружили энтузиасты, после чего в музее редкой находке дали вторую жизнь. 
Этот троллейбус можно увидеть в кинофильмах: "Первый троллейбус", "Девушка без адреса"
Музейный троллейбус МТБ-82 работал на городских маршрутах до 1967 года. Затем машину списали, и несколько десятилетий МТБ-82 использовался в качестве дачного сарая в поселке Удальцово на берегу Ладожского озера. В 2004 году машину обнаружили энтузиасты, после чего в музее редкой находке дали вторую жизнь. Этот троллейбус можно увидеть в кинофильмах: "Первый троллейбус", "Девушка без адреса"
ЗиУ-5 Эксплуатировались в Ленинграде с 1959 по 1989 гг. Этот троллейбус был уже  гораздо вместительнее  своих предшественников: проехать в них могут от  96 до 120 человек одновременно в зависимости от модификации. На тот момент  ЗиУ-5 обладал такой разгонной динамикой, что мог конкурировать с легковыми автомобилями. 
Этот троллейбус можно увидеть в кинофильмах: "Первый троллейбус", "Берегись автомобиля"
ЗиУ-5 Эксплуатировались в Ленинграде с 1959 по 1989 гг. Этот троллейбус был уже гораздо вместительнее своих предшественников: проехать в них могут от 96 до 120 человек одновременно в зависимости от модификации. На тот момент ЗиУ-5 обладал такой разгонной динамикой, что мог конкурировать с легковыми автомобилями. Этот троллейбус можно увидеть в кинофильмах: "Первый троллейбус", "Берегись автомобиля"
Троллейбус ЗиУ-682Б №4409. ЗиУ-682 — это троллейбус-эпоха. 40 лет на конвейере, несколько десятков модификаций и даже нелицензионных «клонов», распространение практически по всем континентам — это лишь некоторые «заслуги» легендарной модели. В основе успеха — относительно простая, но надёжная конструкция. Конечно, в дело вмешался и экономический фактор — пик выпуска модели пришёлся на нестабильные 1980-1990-е годы, когда переход на что-то более современное и дорогое был просто неуместен.
Троллейбус ЗиУ-682Б №4409. ЗиУ-682 — это троллейбус-эпоха. 40 лет на конвейере, несколько десятков модификаций и даже нелицензионных «клонов», распространение практически по всем континентам — это лишь некоторые «заслуги» легендарной модели. В основе успеха — относительно простая, но надёжная конструкция. Конечно, в дело вмешался и экономический фактор — пик выпуска модели пришёлся на нестабильные 1980-1990-е годы, когда переход на что-то более современное и дорогое был просто неуместен.
Дополняют экспозицию автомобили и автобусы. Например, легенданый ЛАЗ-695Н. Такие автобусы работали в Ленинграде с 1974 года до конца 90-х  и были прозваны пассажирами “Наташка” за букву "Н" в названии модели.
Дополняют экспозицию автомобили и автобусы. Например, легенданый ЛАЗ-695Н. Такие автобусы работали в Ленинграде с 1974 года до конца 90-х и были прозваны пассажирами “Наташка” за букву "Н" в названии модели.
а еще кареты
а еще кареты
Музей планирует и в дальнейшем пополнять экспозицию новыми отреставрированными  моделями городского транспорта.
Музей планирует и в дальнейшем пополнять экспозицию новыми отреставрированными моделями городского транспорта.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому