Турист Ирина (dualia1)
Ирина
была 22 апреля 2023 21:59
Фотоальбом

Архангельск — город на Двине

«Во все века архангелогородочки
Катались по Двине-реке на лодочках…»

Так поётся в одной из известных в нашем городе песен. Вот и я решила не отставать от своих соотечественниц и совершить двухчасовую прогулку по Северной Двине на пароходе-колеснике «Н. В. Гоголь». Корабль этот не простой, он является уникальным памятником отечественного судостроения и достопримечательностью русского Севера. Самые старые части судна относятся к году создания — 1911, поэтому можно сказать, что «Гоголь» является самым старым пассажирским судном России, всё ещё находящемся в регулярной эксплуатации.

Сейчас пароход используется на Северной Двине в роли круизного ретро-судна.

Приглашаю Вас на речную прогулку на этом уникальном пароходе.

Архангельск - город поморский. И хотя Белое море расположено примерно в 40 км. от него, в городе есть свой Морской-речной вокзал. Как приятно летним деньком, прогуливаясь по пристани, чувствовать на лице ветер, наполненный свежестью речной воды.
Архангельск - город поморский. И хотя Белое море расположено примерно в 40 км. от него, в городе есть свой Морской-речной вокзал. Как приятно летним деньком, прогуливаясь по пристани, чувствовать на лице ветер, наполненный свежестью речной воды.
У причала уже стоит наш теплоход. На первый взгляд ничего примечательного, но обратив внимание на характерный полукруг колесного кожуха (в старину его называли «сияние»), сразу возникают  ассоциации с пароходами из фильмов «Волга-Волга» и «Бесприданница», и ты понимаешь, что это колесных пароход. Таких уже давно нет в строю, а «Н.В. Гоголь» все еще плавает, вернее - ходит.
У причала уже стоит наш теплоход. На первый взгляд ничего примечательного, но обратив внимание на характерный полукруг колесного кожуха (в старину его называли «сияние»), сразу возникают ассоциации с пароходами из фильмов «Волга-Волга» и «Бесприданница», и ты понимаешь, что это колесных пароход. Таких уже давно нет в строю, а «Н.В. Гоголь» все еще плавает, вернее - ходит.
Этот легендарный пароход имеет более чем столетнюю историю, ведь построен он был в 1910-1911 г.г. на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. Заказчиком выступало Северное пароходное общество. 
С 1911 года пароход работал на линии Вологда-Архангельск. Путь из Вологды в Архангельск занимал почти четверо суток. Пароход пользовался популярностью у пассажиров благодаря хорошей библиотеке и буфету с большим ассортиментом блюд. 
Во время Гражданской и Великой Отечественной воин «Гоголь» использовался как госпитальное судно и военный транспорт. Пароход прошел несколько капремонтов,  котлы были переведены с дровяного-угольного топлива на мазут
Этот легендарный пароход имеет более чем столетнюю историю, ведь построен он был в 1910-1911 г.г. на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. Заказчиком выступало Северное пароходное общество. С 1911 года пароход работал на линии Вологда-Архангельск. Путь из Вологды в Архангельск занимал почти четверо суток. Пароход пользовался популярностью у пассажиров благодаря хорошей библиотеке и буфету с большим ассортиментом блюд. Во время Гражданской и Великой Отечественной воин «Гоголь» использовался как госпитальное судно и военный транспорт. Пароход прошел несколько капремонтов, котлы были переведены с дровяного-угольного топлива на мазут
В 1972 году «Гоголь» стал плавучей базой отдыха судоремонтного предприятия  «Звёздочка» в соседнем городе Северодвинске. Именно поэтому он не был сдан на слом, в отличие от других пароходов той же эпохи.
В 1972 году «Гоголь» стал плавучей базой отдыха судоремонтного предприятия «Звёздочка» в соседнем городе Северодвинске. Именно поэтому он не был сдан на слом, в отличие от других пароходов той же эпохи.
В 1994—1996 годах пароход прошёл очередную реконструкцию. При сохранении исторического внешнего облика судна, корабелы бережно перебрали все механизмы судна, установили современное оборудование, полностью заменили интерьер кают и других помещений, сделав их более комфортными и уютными. Сейчас на пароходе имеется салон отдыха, ресторан, бар, 29 пассажирских кают, рассчитанных на 53 пассажира.
В 1994—1996 годах пароход прошёл очередную реконструкцию. При сохранении исторического внешнего облика судна, корабелы бережно перебрали все механизмы судна, установили современное оборудование, полностью заменили интерьер кают и других помещений, сделав их более комфортными и уютными. Сейчас на пароходе имеется салон отдыха, ресторан, бар, 29 пассажирских кают, рассчитанных на 53 пассажира.
Поднимаемся на борт одними из первых и сразу на  тентовую палубу - именно здесь находится "мозг" парохода - рулевая рубка
Поднимаемся на борт одними из первых и сразу на тентовую палубу - именно здесь находится "мозг" парохода - рулевая рубка
Колесо штурвала до сих пор украшает клеймо царских Сормовских заводов
Колесо штурвала до сих пор украшает клеймо царских Сормовских заводов
С правого и левого борта прогулочной палубы поставлены скамейки, кресла и столики из натурального дерева - настоящая беломорская сосна.
С правого и левого борта прогулочной палубы поставлены скамейки, кресла и столики из натурального дерева - настоящая беломорская сосна.
Нижняя палуба
Нижняя палуба
На  стенах нижней палубы нельзя не обратить внимание на четыре закладные доски судна - это история парохода, отлитая в металле. Самая большая  доска  изготовлена на Сормовском заводе в 1911г. в связи со строительством парохода. Другие - память о капитальных ремонтах. Постановлением главы администрации Архангельской области в1998 году пароход "Н.В. Гоголь" объявлен памятником истории областного значения, о чем также свидетельствует соответствующая табличка
На стенах нижней палубы нельзя не обратить внимание на четыре закладные доски судна - это история парохода, отлитая в металле. Самая большая доска изготовлена на Сормовском заводе в 1911г. в связи со строительством парохода. Другие - память о капитальных ремонтах. Постановлением главы администрации Архангельской области в1998 году пароход "Н.В. Гоголь" объявлен памятником истории областного значения, о чем также свидетельствует соответствующая табличка
Судовой колокол (рында), отлитый русскими мастерами в начале XX века.
Судовой колокол (рында), отлитый русскими мастерами в начале XX века.
"Сердце" судна - машинное отделение. Паровая машина, сработанная российскими корабелами еще в 1911 г. находится в том же хорошем состоянии, что и в начале прошлого века.
"Сердце" судна - машинное отделение. Паровая машина, сработанная российскими корабелами еще в 1911 г. находится в том же хорошем состоянии, что и в начале прошлого века.
Через несколько минут наш пароход уйдет в рейс. Когда раздаются гудки парохода, из трубы "клубится" пар и возникает  совершенно нереальное ощущение чудо-машины прошлого века.  Звучит знакомый марш, мы начинаем наш путь... За бортом остается Морской-речной вокзал, наш теплоход-колесник неспешно перебирает лопастями своего колеса, а мы с верхней палубы,  наблюдаем за берегами широкой северной реки.
Через несколько минут наш пароход уйдет в рейс. Когда раздаются гудки парохода, из трубы "клубится" пар и возникает совершенно нереальное ощущение чудо-машины прошлого века. Звучит знакомый марш, мы начинаем наш путь... За бортом остается Морской-речной вокзал, наш теплоход-колесник неспешно перебирает лопастями своего колеса, а мы с верхней палубы, наблюдаем за берегами широкой северной реки.
Северная Двина – важнейшая река на севере Европейской части России, по водности она уступает только Волге и Печоре. Длина реки составляет 744 км, а речная площадь простирается  до 350 тысяч кв.м. Свое начало Северная Двина берет на территории Вологодской области у города Великий Устюг, образуясь от слияния рек Сухона и Юг, после чего течет по Архангельской области и впадает в Белое море.
Северная Двина – важнейшая река на севере Европейской части России, по водности она уступает только Волге и Печоре. Длина реки составляет 744 км, а речная площадь простирается до 350 тысяч кв.м. Свое начало Северная Двина берет на территории Вологодской области у города Великий Устюг, образуясь от слияния рек Сухона и Юг, после чего течет по Архангельской области и впадает в Белое море.
Волна за бортом плещется совсем по-морскому, а белая пена на воде создает ощущение, что пароход идет не по реке, а по морю. Над поверхностью воды носятся  чайки, и дует холодный, соленый ветер. Ветер пригоняет тучи, и цвет воды меняется до очень темного. Чувствуется близость Белого моря.
Волна за бортом плещется совсем по-морскому, а белая пена на воде создает ощущение, что пароход идет не по реке, а по морю. Над поверхностью воды носятся чайки, и дует холодный, соленый ветер. Ветер пригоняет тучи, и цвет воды меняется до очень темного. Чувствуется близость Белого моря.
Северная Двина - она очень разная. Даже за недолгую двухчасовую прогулку вы увидите несколько совершенно разных пейзажей:  городские набережные будут сменяться причалами и доками с судами, судоверфями, а за городом и вовсе деревенскими пейзажами с большими или совсем крохотными деревушками (жаль только, что теплоход так далеко не идет. Эта экскурсия больше направлена на то, чтобы увидеть с воды Архангельск).
Северная Двина - она очень разная. Даже за недолгую двухчасовую прогулку вы увидите несколько совершенно разных пейзажей: городские набережные будут сменяться причалами и доками с судами, судоверфями, а за городом и вовсе деревенскими пейзажами с большими или совсем крохотными деревушками (жаль только, что теплоход так далеко не идет. Эта экскурсия больше направлена на то, чтобы увидеть с воды Архангельск).
Река Северная Двина судоходна на всем протяжении, поэтому интенсивно развиты водный транспорт и лесосплав
Река Северная Двина судоходна на всем протяжении, поэтому интенсивно развиты водный транспорт и лесосплав
Вот у причала дизельный ледокол «Диксон», построенный в 1983 году. В зимнее время на севере без него никуда: ледокол совершает проводку судов по Белому морю в наш порт Архангельск. Занимается буксировками объектов, обеспечением работы буровых вышек в Баренцевом море.
Вот у причала дизельный ледокол «Диксон», построенный в 1983 году. В зимнее время на севере без него никуда: ледокол совершает проводку судов по Белому морю в наш порт Архангельск. Занимается буксировками объектов, обеспечением работы буровых вышек в Баренцевом море.
А вот по реке идет буксир – маленький, но незаменимый труженик большой реки.
А вот по реке идет буксир – маленький, но незаменимый труженик большой реки.
Теплоходная прогулка предоставляет прекрасную возможность увидеть город совсем с другого ракурса – с реки.
Теплоходная прогулка предоставляет прекрасную возможность увидеть город совсем с другого ракурса – с реки.
Вот около Морского-речного вокзала на берегу реки  идет строительство Михаило-Архангельский кафедральный собор.  Его высота составит 70 метров, а под его куполом будет устроен маяк, указывающий мореплавателям путь к столице Поморья.
Вот около Морского-речного вокзала на берегу реки идет строительство Михаило-Архангельский кафедральный собор. Его высота составит 70 метров, а под его куполом будет устроен маяк, указывающий мореплавателям путь к столице Поморья.
Городские набережные протянулись вдоль берега на несколько километров. Большая часть набережной Северной Двины сейчас закрыта и находится на реконструкции
Городские набережные протянулись вдоль берега на несколько километров. Большая часть набережной Северной Двины сейчас закрыта и находится на реконструкции
Также портят вид многочисленные стройки. Надеемся, что когда все эти строительные работы закончатся - будет красиво.
Также портят вид многочисленные стройки. Надеемся, что когда все эти строительные работы закончатся - будет красиво.
Мы совершаем свою прогулку в преддверии дня ВМФ и в акватории Двины уже начали выстраиваться военный корабли, то и дело попадающие в кадр.
Мы совершаем свою прогулку в преддверии дня ВМФ и в акватории Двины уже начали выстраиваться военный корабли, то и дело попадающие в кадр.
На набережной установлена Стела, отмечающая место основания города на мысе Пур-Наволок. Первые славянские поселения на мысе Пур-Наволок, на правом берегу Северной Двины, были основаны новгородцами ещё в XII веке. К тому же времени, по преданию, относится возникновение в этом месте Михайло-Архангельского монастыря, названного так по имени Архангела Михаила. Вблизи этого монастыря в 1584 году по указу Ивана Грозного и был основан город Архангельск.
На набережной установлена Стела, отмечающая место основания города на мысе Пур-Наволок. Первые славянские поселения на мысе Пур-Наволок, на правом берегу Северной Двины, были основаны новгородцами ещё в XII веке. К тому же времени, по преданию, относится возникновение в этом месте Михайло-Архангельского монастыря, названного так по имени Архангела Михаила. Вблизи этого монастыря в 1584 году по указу Ивана Грозного и был основан город Архангельск.
В 1684 году был построен обширный каменный Гостиный Двор, часть которого хорошо сохранилась до настоящего времени. Здание Гостиного двора, помимо торгового имело и важное оборонное значение. Плоские верхи угловых и центральной башен являлись площадками для пушек. Благодаря этой выгодной позиции можно было держать под обстрелом главное направление вражеского приступа — реку.
В 1684 году был построен обширный каменный Гостиный Двор, часть которого хорошо сохранилась до настоящего времени. Здание Гостиного двора, помимо торгового имело и важное оборонное значение. Плоские верхи угловых и центральной башен являлись площадками для пушек. Благодаря этой выгодной позиции можно было держать под обстрелом главное направление вражеского приступа — реку.
Сооружение было огромным - вдоль Двины оно тянулось на 400 метров, общий периметр приближался к 1,5км. До настоящего времени сохранилась лишь фрагмент западной стены, северная башня, биржа, винные и соляные склады. Всё это сейчас музейные экспозиции и концертные залы.
Сооружение было огромным - вдоль Двины оно тянулось на 400 метров, общий периметр приближался к 1,5км. До настоящего времени сохранилась лишь фрагмент западной стены, северная башня, биржа, винные и соляные склады. Всё это сейчас музейные экспозиции и концертные залы.
С реки хорошо видна Архангельская Высотка. Это один из символов города, самое высотное здание в Архангельске, поэтому она часто будет попадать в кадр.
С реки хорошо видна Архангельская Высотка. Это один из символов города, самое высотное здание в Архангельске, поэтому она часто будет попадать в кадр.
Дворец детского и юношеского творчества (бывший Дворец пионеров) с обсерваторией
Дворец детского и юношеского творчества (бывший Дворец пионеров) с обсерваторией
Одноэтажное бело-голубое здание – Морской музей, за ним видна Церковь Св.Зосимы, Св. Савватия и Св.Германа, построенная в начале XIX века. На заднем фоне – гостиница «Двина», с верхних этажей которой, открывается красивый вид на Северную Двину. Около  Морского музея - остов шхуны «Запад». Это была парусная шхуна 1949 года постройки, долгое время использовавшаяся как учебное судно, а позднее - экспонат Морского музея. В 1990-е годы она пришла в аварийное состояние, а шторм обломал ее мачты. Денег на реставрацию не нашлось, и её просто вычеркнули из списка памятников. Так она и стоит на набережной вот уже почти 25 лет. На то, чтобы её разобрать, денег  видимо тоже не находится
Одноэтажное бело-голубое здание – Морской музей, за ним видна Церковь Св.Зосимы, Св. Савватия и Св.Германа, построенная в начале XIX века. На заднем фоне – гостиница «Двина», с верхних этажей которой, открывается красивый вид на Северную Двину. Около Морского музея - остов шхуны «Запад». Это была парусная шхуна 1949 года постройки, долгое время использовавшаяся как учебное судно, а позднее - экспонат Морского музея. В 1990-е годы она пришла в аварийное состояние, а шторм обломал ее мачты. Денег на реставрацию не нашлось, и её просто вычеркнули из списка памятников. Так она и стоит на набережной вот уже почти 25 лет. На то, чтобы её разобрать, денег видимо тоже не находится
А над этой частью города доминирует телевышка, построенная  в виде корабельной мачты. С реки  видна остроконечная розовая башенка — это бывшая кирха, то есть лютеранская церковь, построенная еще в 1768 году. Православная вера в Архангельске существовала бок о бок с лютеранской, в северном городе проживали целые слободы иностранцев.
А над этой частью города доминирует телевышка, построенная в виде корабельной мачты. С реки видна остроконечная розовая башенка — это бывшая кирха, то есть лютеранская церковь, построенная еще в 1768 году. Православная вера в Архангельске существовала бок о бок с лютеранской, в северном городе проживали целые слободы иностранцев.
Белоснежный храм Успенья Божьей Матери, построен в 1742 году на месте  деревянной Боровской церкви Успения Пресвятой Богородицы. В 1930 году храм и колокольня были разрушены, сейчас восстановлены
Белоснежный храм Успенья Божьей Матери, построен в 1742 году на месте деревянной Боровской церкви Успения Пресвятой Богородицы. В 1930 году храм и колокольня были разрушены, сейчас восстановлены
В  теплые летние деньки все горожане стремятся отдохнуть, позагорать и даже искупаться. Вдоль реки есть песчаные пляжи.
В теплые летние деньки все горожане стремятся отдохнуть, позагорать и даже искупаться. Вдоль реки есть песчаные пляжи.
Но в последнее время у горожан все больше популярности приобретают многочисленные острова, лежащие между двух рукавов Северной Двины.
Но в последнее время у горожан все больше популярности приобретают многочисленные острова, лежащие между двух рукавов Северной Двины.
Устье реки Кузнечихи - одной из проток Северной Двины и Кузнечевский мост. Здесь самый многочисленный в городе «лодочный паркинг». Продолжение его за Кузнечевским мостом. Мост  связывает  спальные районы с центром города
Устье реки Кузнечихи - одной из проток Северной Двины и Кузнечевский мост. Здесь самый многочисленный в городе «лодочный паркинг». Продолжение его за Кузнечевским мостом. Мост связывает спальные районы с центром города
За мостом расположен Архангельский яхт-клуб. Поэтому летом можно увидеть в акватории белые паруса яхт. Уже нельзя представить наши реки без них. Когда смотришь на эти белые паруса, тебя наполняет романтика морские путешествий, зовущая в далекие дали
За мостом расположен Архангельский яхт-клуб. Поэтому летом можно увидеть в акватории белые паруса яхт. Уже нельзя представить наши реки без них. Когда смотришь на эти белые паруса, тебя наполняет романтика морские путешествий, зовущая в далекие дали
Наш теплоход тем временем следует мимо острова Соломбала (здесь расположен одноименный микрорайон города).  Это один из старейших районов города, название переводится, как «болотистый остров».
Наш теплоход тем временем следует мимо острова Соломбала (здесь расположен одноименный микрорайон города). Это один из старейших районов города, название переводится, как «болотистый остров».
И вот уже видны сооружения судоверфи "Красная Кузница". Завод выстроен в советские годы на том месте, где первые верфи в 1693 году заложил еще Петр Первый.
И вот уже видны сооружения судоверфи "Красная Кузница". Завод выстроен в советские годы на том месте, где первые верфи в 1693 году заложил еще Петр Первый.
Вдоль берега стоят краны, вытянув свои длинные шеи словно жирафы
Вдоль берега стоят краны, вытянув свои длинные шеи словно жирафы
Корабли в доках «Красной Кузницы».
Корабли в доках «Красной Кузницы».
«Иван Петров» — судно ледового класса, предназначенное для исследований в области океанографии, метеорологии, гидрохимии, биологии, а также доставки снабжения и персонала на гидрометеорологические станции.
«Иван Петров» — судно ледового класса, предназначенное для исследований в области океанографии, метеорологии, гидрохимии, биологии, а также доставки снабжения и персонала на гидрометеорологические станции.
Гидрографическое судно «Петр Котцов». Выполняет гидрографические исследования – измерение глубин на высокоширотных участках трасс Северного морского пути в Восточном секторе Арктики с целью корректуры и издания морских навигационных карт
Гидрографическое судно «Петр Котцов». Выполняет гидрографические исследования – измерение глубин на высокоширотных участках трасс Северного морского пути в Восточном секторе Арктики с целью корректуры и издания морских навигационных карт
Набережная в районе Соломбала носит имя  полярного исследователя  Георгия Седова. Набережная эта скорее небольшая улица с малоэтажной застройкой.
Набережная в районе Соломбала носит имя полярного исследователя Георгия Седова. Набережная эта скорее небольшая улица с малоэтажной застройкой.
Но именно здесь притаилось  маленькое деревянное здание, в котором  когда-то была  Англиканская церковь. Считается, что она построена в 1853 году. Это деревянное здание зеленого цвета с готическими окнами, сохранилось до наших дней в своём первоначальном виде.
Но именно здесь притаилось маленькое деревянное здание, в котором когда-то была Англиканская церковь. Считается, что она построена в 1853 году. Это деревянное здание зеленого цвета с готическими окнами, сохранилось до наших дней в своём первоначальном виде.
В Соломбале совсем крошечная пристань. Немногочисленные пассажиры ждут минуты, когда им можно будет взойти на борт небольших суденышек, которые обычно ходят на острова, где кипит своя жизнь, так не похожая на городскую.
В Соломбале совсем крошечная пристань. Немногочисленные пассажиры ждут минуты, когда им можно будет взойти на борт небольших суденышек, которые обычно ходят на острова, где кипит своя жизнь, так не похожая на городскую.
А мы тем временем,  разворачиваемся и идем в обратную сторону. Вновь мимо городских набережных, Гостиного двора
А мы тем временем, разворачиваемся и идем в обратную сторону. Вновь мимо городских набережных, Гостиного двора
Здание  Северного-Арктического Федерального Университета
Здание Северного-Арктического Федерального Университета
Впереди вырастает железо-бетонная конструкция моста. Северная Двина - широкая река, кое-где она разливается на 5 километров - и это естественное русло. Даже в узких местах ее ширина 1-1,5км. Именно в таком месте в 1964 году был построен этот автомобильно-железнодорожный мост.
Впереди вырастает железо-бетонная конструкция моста. Северная Двина - широкая река, кое-где она разливается на 5 километров - и это естественное русло. Даже в узких местах ее ширина 1-1,5км. Именно в таком месте в 1964 году был построен этот автомобильно-железнодорожный мост.
Мост разводится, при этом его центральная часть поднимается вверх.
Мост разводится, при этом его центральная часть поднимается вверх.
За городом течение реки происходит по широкой долине, с высокими берегами, состоящими частью из известковых, а частью из песчаных пластов. Характер берегов меняется, встречаются отлогие участки, местами левый берег более крутой, а правый луговой, или наоборот. В верховьях имеется много песчаных мелей и островков.
За городом течение реки происходит по широкой долине, с высокими берегами, состоящими частью из известковых, а частью из песчаных пластов. Характер берегов меняется, встречаются отлогие участки, местами левый берег более крутой, а правый луговой, или наоборот. В верховьях имеется много песчаных мелей и островков.
Северная Двина… Я люблю эту реку с детства. Нет смысла перечислять, за что ее можно любить. Это и так очевидно. Одно скажу - простор, широта и могучая стать Северной Двины поражают. И хотя я родилась и выросла у берегов этой реки, я до сих пор не перестаю ей удивляться
Северная Двина… Я люблю эту реку с детства. Нет смысла перечислять, за что ее можно любить. Это и так очевидно. Одно скажу - простор, широта и могучая стать Северной Двины поражают. И хотя я родилась и выросла у берегов этой реки, я до сих пор не перестаю ей удивляться

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому